Мода - Византийский светский костюм

28 февраля 2011
груминг собак http://puffy-groom.com/



Оглавление:
1. Византийский светский костюм
2. Историография



Эпоха

Свой-Чужой

Для выживания человека одним из самых важных является правильное решение вопроса «свой — чужой». Одним из самых действенных средств, позволяющих моментально, с одного взгляда сделать первичный правильный выбор, является, конечно, оценка одежды человека, его костюма, как некоего знака, своего рода паспорта, его «Curriculum vitae». Естественно, чем дальше вглубь времен, тем, это актуальнее. Но и в наши дни для тех общественных групп, средства самовыражения которых, по тем или иным причинам ограничены, это положение остается верным. Самым ярким примером являются подростки, для которых важнейшим средством определения себя в пространстве жизни является, безусловно, костюм в широком смысле: и прическа, и макияж, и одежда, её цвет, крой и т. д. Возможно, что «новое» в костюме воспринималось в давние времена как «чужое» и, может быть, в этом заключена одна из причин того немыслимого с современной точки зрения консерватизма в одежде, когда в ней веками не происходило никаких изменений. Как пример — облачения византийских императоров, которые не менялись столетиями. Попробуем представить себе современного президента России в наряде, скажем, времен царя Алексея Михайловича. Нечто подобное, конечно, случалось в истории, но только в виде маскарада. Вспомним «исторический» костюмированный бал 1903г в России и известный портрет Николая II в орнате Алексея Михайловича. Заметим, что тема с переодеваниями не случайно является излюбленным сюжетом и сказок и литературы. Другая одежда дает другую жизнь — вот магическая основа этих сюжетов.

Иерархия

Очень важной для людей остается необходимость обозначить свое положение в иерархии. Ещё более актуально это было для жителей Византии. Выраженная в костюме идея превосходства одних людей над другими, она может быть рассмотрена как одна из причин строжайшей регламентации — вида, формы, цвета и даже количества одежды. Кому, что и когда носить, и в каком количестве — все это предмет для разрешений и запретов.

Источник

Основным источником для реконструкции светского костюма Византии, безусловно, являются произведения изобразительного искусства. Это тот редкий случай, когда изобразительные источники не только не уступают письменным по информативности, но и значительно превосходят их: перефразируя известную поговорку можно сказать — лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз прочесть. Одежда передавалась в изобразительных источниках с высокой точностью. Это можно проиллюстрировать на примере облачений византийских Императоров, об одежде которых сохранилось много разного рода письменных свидетельств. Проведение параллелей, где это возможно, между письменными источниками и изобразительными показывают высокую точность последних, не говоря уже о том, что в «образности», они имеют несомненное превосходство.

Костюм Византии — это «многослойный» текст в свернутом виде, который прочитывался современниками почти мгновенно. У этого текста есть свой «язык», совершено им понятный, но малодоступный нам. Овладеть этим языком, на котором уже никто не говорит — не такая простая задача. И в этом плане упростить её решение помогают произведения изобразительного искусства, созданные специально для того, чтобы обратить внимание зрителя на наиболее существенные, знаковые вещи. Так, фрески и иконы должны были максимально определенно сообщить, кто на них изображен. Самым верным средством для этого был тщательно прописанный костюм. Если художественный образ строился на неповторимости и долговременности созерцания, то элементы одежды, как социальные символы и знаки представляли информацию в свернутом виде и должны были восприниматься моментально. Зритель с первого взгляда понимал, кто Император, кто его слуги, кто воины и т. д. Выхватывая для этой цели наиболее существенные элементы костюма, художники Византии облегчают задачу историков, создавая своего рода текст-конспект, или, «Гипертекст», с более высоким уровнем обобщения. Другим прекрасным источником по истории костюма является византийская миниатюра. В книжной миниатюре художники были более свободны, чем в монументальной живописи. Именно миниатюра является основным источником по костюму повседневности. Особую группу составляют таблетки слоновой кости, которые использовались в основном в качестве подарков послам и другим важным персонам, и являлись своего рода «сообщением во внешний мир». Исключительная по многогранности связь костюма с человеком и обществом резко усложняет его изучение, ибо, и то и другое — наиболее непростой объект в научном знании. Познавая костюм, мы отчасти познаем самих себя.

  • костюм как отражение содержания эпохи;
  • костюм как оригинальный феномен и источник для изучения мировоззренческого фона эпохи.



Просмотров: 2116


<<< Блохоловка
Дублет (одежда) >>>