Мода - Украшение

01 марта 2011




Оглавление:
1. Украшение
2. Материалы из которых приготовляются украшения
3. Украшения социального и религиозного характера



Образцы традиционных африканских женских украшений в Кунсткамере

явление или предмет, воспринимаемые человеком или социумом в качестве гармоничного дополнения к чему-либо или кому-либо с эстетической целью.

Украшение — декорирование, отделка, придание более совершенной формы.

Мода

В контексте моды выделяют:

  • ювелирные украшения
  • бижутерию
  • аксессуары в качестве украшения
  • макияж как украшение лица
  • боди-арт, тату, татуаж и пирсинг как украшение тела
  • нейл-арт как украшение ногтей
  • украшение ткани одежды: вышивка, принт и т.д.

Архитектура

В архитектуре под украшениями нередко понимают всю неконструктивную часть сооружения.

Музыка

  • Орнаментика — наука о способах украшения мелодий
  • Мелизматика — учение об украшении мелодии

История

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

- термин, под которым в этнографии понимаются все те объекты и приемы убранства человеческого тела, которые, независимо от своего первоначального генезиса, либо с самого начала, либо с течением времени стали предназначаться для того, чтобы вызывать в других благоприятные для украшаемой личности эмоции - эстетические, эротические, удивления, уважения, страха и т. п. В этнографическом значении своем слово У., с одной стороны, ý же обыденного его значения, так как охватывает только У., непосредственно относящиеся к человеческому телу, выделяя все другие У. в области архитектуры, орнаментировки и пр.; с другой стороны, оно шире, охватывая и такие виды первобытных У., которые с обыденной точки зрения считаются чем-то прямо противоположным У., напр., так наз. уродования тела, деформацию, татуирование и т. п. Классификация. У. можно подразделить на две большие группы: 1) У., являющиеся следами известных целесообразных воздействий непосредственно на самое тело человека - окрашивание, татуирование, некоторые виды деформации, куафюры и 2) У. в виде посторонних объектов, тем или иным способом прикрепляемых к телу.


Украшения первой группы

Садху в Катманду, Непал
MaoriChief1784.jpg

Из первой группы нам остается рассмотреть окрашивание тела. Этот способ У. — один из самых древних и самых распространенных, сохранившийся и у цивилизованных народов в виде употребления румян, белил, пудры, губной помады, подведения бровей и т. п. Почти во всеобщем употреблении оно у народов первобытных и полукультурных. Наиболее употребительные цвета окраски — черный, белый, желтый, синий, зеленый и, в особенности, красный. В Америке красный цвет распространен от страны эскимосов до Патагонии. Тот же цвет господствует в Австралии и в Африке. В Азии, наряду с красным цветом, употребляется часто и желтый. Красный цвет остался любимым и у более цивилизованных народов. Черная краска в большом употреблении у чернокожих, которые столько же заботятся об интенсификации своей природной темной окраски, как европейцы — об интенсификации белизны своей кожи. Синяя краска употребляется некоторыми туземцами Америки; в Южн. Калифорнии, напр., лицо и верхняя часть тела у девушек окрашиваются в светло-синий цвет и посыпаются толченной серебряной пудрой. Зеленую краску употребляли древние бритты. Белой краской пользуются австралийцы для подведения глаз, для изображения на теле белых полос, для окрашивания лица во время траура и т. д. У племен, у которых окрашивание достигло известной степепи искусства, краски всех цветов комбинируются, но все-таки преобладающий цвет всегда заметен. Формы и размеры окрашиванья находятся в зависимости от условий климата и культуры. Новозеландцы, напр., окрашивают себя с головы до ног однообразным кирпичным красным цветом; австралийцы выводят только красные полосы на плечах и груди; тасманийцы красят волосы и лицо, малайцы — лицо и грудь, индусы выводят на лбу красной краской свой кастовый знак. Еще большее разнообразие в рисунке, который от грубых пятен, полос, черточек и т. п. примитивных изображений переходит в изображения животных, растений и, наконец, в художественный орнамент, подобный тому, который Швейнфурт видел на женах короля Монбутту. Удобостираемость краски дает возможность менять способ и цвет окраски при тех же обстоятельствах, при которых цивилизованные люди меняют одежду. Первобытные народы имеют специальные окраски для военных походов, для религиозных праздников, для траура, а некоторые — даже для каждого настроения. Австралийскиe дайери предпринимают путешествия за сотни миль, чтобы раздобыть охру, которую каждый неизменно носит с собою для окрашивании в том или другом случае жизни. Материалом для окраски служат самые различные вещества: кровь, сок ягод и деревьев, скорлупа кокосового ореха, охра, глина, угольный порошок, индиго, красильное дерево, киноварь и т. д. Для придания липкости красящим порошкам прибавляют к ним разные жиры, сало, даже человечье, иногда коровью мочу и вообще всякие нечистоты. С окрашиванием соприкасается и обычай натирания тела жирными или благовонными веществами, если оно не имеет никакого утилитарного значения. Так, напр., многие американские племена Тихоокеанского побережья, натерев тело салом, распускают вокруг себя целые тучи птичьего пуха, который, прилипая к телу, образует на нем как бы покров птицы.

Украшения второй группы

Особенность У. второй группы заключается в том, что объектами их служат предметы из внешнего мира, которые тем или другим способом прикрепляются к телу либо непосредственно, либо в виде одежды-У., либо У. на одежде. Наиболее удобными местами для У., говорит Липперт, «являются те части тела, которые представляют природные сужения под могущими служить поддержкой расширениями мускулов и костей. Это — лоб и виски с выдающимися под ними скуловыми частями и ушными раковинами, шея с великолепной поддержкой плеч, поясница с выдающимися бедрами, на ногах место под щиколкой, на руках, кроме сужения перед кистью, предплечье с выдающимся мускулом и, хотя в меньшей степени, пальцы». Наиболее удобная форма для прикрепления к этим частям тела У. — обручевидная, то есть форма обруча, кольца или повязка. Самый лучший пункт прикрепления — шея; поэтому ожерелья являются таким распространенным типом У., начиная со времен доисторических до наших дней. За ожерельем по распространенности следуют браслеты на руках и ногах, головные обручи, диадемы, пояса, разные повязки, наконец, кольца, сравнительно поздно явившееся У. Как усердно пользуются первобытные люди всяким пунктом, более или менее пригодным для У., об этом можно судить по У., укрепленным на фалангах ножных пальцев у женщины-тамилки. Кроме естественных пунктов прикреплений пользуются еще отверстиями, искусственно проделываемыми в тех или других местах тела — в ушной раковине, щеках, зубах, носовых крыльях и носовой перегородке. Самым распространенным, можно сказать, универсальным У. этого рода, доныне еще употребляемым женщинами цивилизованных стран, являются ушные У., серьги. Менее распространены У. носа — продеваемые в носовую перегородку или носовые крылья сережки, палочки, кольца, перья, металлические шарики, раковины, камни и т. п. У. губ встречается только у немногих племен в Африке и Америке. Особенную известность приобрел этот вид У. у ботокудов.



Brockhaus and Efron Encyclopedic Dictionary b68 640-0.jpg



УКРАШЕНИЯ I.


1-3. У.-амулеты пещерного человека древнекаменного века: просверленные резцы лошади и челюсть дикой кошки. 5-9. У.-подвески из швейцарских свайных построек каменного века: № 4-8 из оленьего рога и кости, № 9 — просверленный зуб хищного животного. 10-17. У. из глины, камня новокаменного века Франконской Швейцарии. 18. Янтарная буса новокаменного века южной Швейцарии. 19. Золотое У. в виде рыбы из древнеевропейских находок. 20. Бронзовые У.: фибулы, булавки, браслеты, из свайных построек Пешьеры. 21. Фигурные У. на бронзовом панцире, из русла Алфея, близ Олимпии. 22а, 22б. Бронзовые У.-фибулы из могильных находок в Глазинаке, Босния.




Просмотров: 4154


<<< Экстравагантность