Мода - Мода в Древнем Риме

01 марта 2011




Оглавление:
1. Мода в Древнем Риме
2. Обувь
3. Украшения и аксессуары



Одежда

Некоторые римляне пытались удивить и шокировать других своей одеждой. Так, молодые римляне из богатых семей намеренно надевали мягкие женственные одежды, например, туники с длинными рукавами, яркие покрывала и прозрачные шёлковые тоги. Философы часто появлялись в неопрятном виде, в грязной, оборванной одежде и изношенных плащах.

Верхняя одежда

Тога

Тога являлась знаком римского гражданина. Виргилий называл римлян «Владыки мира, народ, одетый в тоги». Отправленный в ссылку гражданин терял право носить тогу, а иностранцам эта привилегия вообще не предоставлялась.

Тога была официальной одеждой прежде всего богатых людей, однако со временем её стали носить всё реже. Так, Ювенал писал о местах, где тогу носит только мертвец на смертном ложе. Марциал писал, что в маленьких городах Италии тогу надевают один или два раза в месяц, когда семья справляет праздник в честь Ларов и полагается надевать парадную одежду. В самом Риме, по крайней мере в позднюю Республику, всё чаще выходили закутанными в плащ или покрывало. При Августе эдилы должны были следить, чтобы каждый римский гражданин на форуме и его окрестностях, а также в цирке носил только тогу. Однако, тога всё больше выходила из моды, и её носили только там, где это было обязательно: на общественных играх, в суде и по другим официальным поводам, при жертвоприношениях, а также клиенты, приходившие утром приветствовать патрона.

Было известно несколько разновидностей тоги:

  • Toga praetexta — тога молодого свободного римлянина, с широкими пурпурными полосами. Такую тогу носили также только магистраты и жрецы.
  • Toga virilis — тога, которую надевал молодой римлянин на празднике в честь вступления в гражданское общество.
  • Toga pura — повседневная тога, изготовлялась из тяжелой белой шерсти, без цветных орнаментов.
  • Toga candida — претендент на пост чиновника носил эту специально отбелённую тогу.
  • Toga pulla — такую тогу носили скорбящие.
  • Toga picta или toga palmata — пурпурная тога, которую надевал триумфатор; на ней были золотом вышиты сцены из римской истории.
  • Trabea — тога, украшенная пурпурными горизонтальными полосами. Сервий описывает три вида трабеи: полностью из пурпурной ткани, посвящённая богам; белая и пурпурная трабея — одежда латинских и ранних римских царей; пурпурная и шафранного цвета с пурпурной каймой, которую носили авгуры, консулы на фестивалях и эквиты во время transvectio.

Туника

Туника изготовлялась из шерсти или льна. Большинство римлян носило тунику днём и ночью. Туника у мужчин доходила до колен, более короткие туники носили солдаты и путешественники, у женщин — до щиколоток. Туники с длинными рукавами предназначались для женщин.

Состоятельные римляне предпочитали белую тунику; крестьяне, ремесленники и рабы носили тунику темного цвета. Сенаторы и всадники носили туники с пурпурными вертикальными полосами, которые шли параллельно одна другой от шеи до низа туники, на груди и на спине. У всадников: 1­-2 узкие пурпурные вертикальные полосы, примерно в 3 см шириной; туника сенаторов была длиннее обычной туники, имела 1 или 2 более широкие полосы, около 10 см шириной и не подпоясывалась. Особую тунику надевал триумфатор: она была расшита золотыми пальмовыми ветвями, хранилась в храме Юпитера Капитолийского, числилась в составе храмового инвентаря и выдавалась только на день триумфа.

Светоний рассказывает, что император Август зимой надевал поверх нижней туники ещё четыре туники, шерстяной набрюшник и толстую тогу. В одной тунике по улицам Рима ходило только рабочее и бедное население Рима.

Стола

Стола являлась особой формой женской туники с короткими рукавами, широкая и со множеством складок, доходившая до щиколоток, внизу которой пришивалась пурпурная лента или оборка. На талии стола повязывалась поясом. Такую одежду носили матроны из высшего общества и не смели надевать ни отпущенницы, ни женщины легкого поведения, ни рабыни. Сенека считал, что стола не должна быть яркой или пестрой: «матронам не следует надевать материи тех цветов, которые носят продажные женщины».

Палла

Палла

Столу во II веке н. э. сменила палла, а тогу паллий — представлял собой упрощённый греческий гиматий — кусок мягкой ткани, который набрасывают на плечо и оборачивают вокруг талии. Этот плащ стал популярен из-за несложности ношения. Любимым цветом был пурпурный, но палла была также и жёлтого, белого, чёрного цветов, украшена золотом.

Слово pallium скоро стало родовым обозначением других плащей. Они разделялись по внешнему виду и покрою на три группы:

  • кукуль, короткая, до середины спины доходившая накидка с капюшоном;
  • пенула — это узкий плащ без рукавов, который застегивался спереди. Так, Мессала говорит об ораторах, «стиснутых и словно запертых в пенуле». Этот плащ можно было также спереди застёгивать, иногда пенулы были также с рукавами или по крайней мере с отверстиями, в которые просовывались руки. Материалом для этого плаща, если его надевали в путешествие или на работу, служило грубое толстое сукно или шерсть; иногда пенулу шили из кожи. Это была и мужская, и женская одежда, которую надевали иногда даже поверх тоги;
  • лацерна — это было продолговатый и открытый спереди плащ до колен, который застёгивался фибулой на плече или груди. Лацерна бедняков была из тёмного грубого материала, у богатых граждан разноцветная и была часто роскошно отделана, иногда к ней приделывался капюшон на случай ветра и дождя. Первоначально это был воинский плащ, однако, уже в начале империи она стала обычной одеждой гражданского населения, которую часто надевали поверх тоги, чтобы согреться или предохранить ткань от грязи и пыли. Ювенал называл эти плащи «охранителями тоги».

Палудаментум

Палудаментум — это особая разновидность воинского плаща; от солдатской лацерны отличался тем, что был длиннее, а также тем, что для него использовалась материя более высокого качества, как правило, красного цвета. Его носили не только на плечах; зачастую его оборачивали вокруг бёдер наподобие шарфа, забрасывая один конец на левую руку. Палудаментум явился «родоначальником» императорской мантии.

Herculaneum Fresco 001.jpg

Женщины всё реже стали носить столу и паллу уже при первых императорах, Ульпиан уже не упоминает в списке женской одежды, в эдикте Димициана от 301 года отсутствуют оба названия, а вписаны новые названия — далматика, мужская и женская туника с рукавами, и колобиум, туника без рукавов.

Одежда к особым случаям

В I веке вошло в обычай переодеваться к набор разноцветных ярких плащей или своего рода туник, который иногда меняли по нескольку раз во время обеда.

Крокоту, одежду шафранового цвета, носили женщины во время церемоний посвящённых Кибеле.

Фреска с Виллы Дель-Казале

В банях и общественных термах не было обычным ношение специальной одежды. Уличную одежду оставляли у входа в раздевалке и оставались лишь в тунике, если собирались играть в мяч или другие игры. Купались обычно раздетыми. Лишь немногие римляне надевали в бани набедренные повязки. Так же римлянам были известны своего рода «бикини», как видно на мозаике с пьяцца Армерина, однако они служили женской спортивной одеждой, а не для купания.

Накануне свадьбы невесте повязывали голову красным платком и надевали на неё длинную прямую белую тунику с шерстяным поясом, предназначавшуюся и для дня свадьбы, подвязывали поясом из овечьей шерсти. Свадебный наряд невесты представлял собой длинное платье — паллу, ярко-красного цвета, надеваемое на тунику. На голову накидывали покрывало огненного, жёлто-красного цвета, обувь должна была быть того же цвета, что и flammeum. К украшениям относился прежде всего браслет. Об особенном наряде для жениха не сохранилось сведений, возможно, он надевал обычную белую тогу и венок.

Нижнее бельё

Женщины часто носили 2 туники, при этом нижняя туника с набедренной повязкой и повязкой на груди составляли нижнее бельё, на которое надевалась верхняя туника. Фаския изготовлялась обычно из ткани, реже из кожи. В источниках нет точной информации, все ли женщины носили такую повязку. Чулок римляне не знали. Охотники, крестьяне и солдаты часто повязывали ступни, бёдра и голени повязками из льна или шерсти, чтобы защититься от холода, среди городских жителей такой обычай был мало распространён.

Мужчины носили тунику под тогой, первоначально, однако, надевали тогу, а под ней только набедренную повязку. Уже во II веке до н. э. мужчины стали надевать под тунику еще одну рубашку из шерсти. Рубашки из льна стали носить лишь в IV веке.

Одежда жрецов

Весталка
Фламин в шапочке
  • Одежда весталок: на голову, обвитую шерстяными повязками, похожими на валики, надето покрывало до плеч, на груди круглый медальон, белая туника повязана на талии веревкой.
  • Арвальских братьев отличала белая повязка и венок из колосьев;
  • Фламины в общественных местах должны были носить островерхую шапочку конической или круглой формы с оливковой веточкой и шерстинкой и лавровый венок; ранее цари, затем и фламины надевали при жертвоприношениях плащ laena.
  • Фламиника носила особую пирамидальную прическу, волосы были переплетены пурпурной шерстяной лентой. Фламиники носили также покрывало огненного, жёлто-красного цвета как у невесты.
  • Отличительной одеждой авгуров была трабея.

Одежда разных слоёв населения

Одежда рабов состояла из туники с короткими, не доходившими до локтя рукавами и плотного толстого плаща. Sagum был также плащом римских солдат. Это четырехугольный кусок толстой грубой шерстяной ткани, который накидывался на спину и застегивался фибулой на правом плече или спереди под горлом и напоминал македонскую хламиду.

Брюк у римлян не было: они считались варварской одеждой; императоры IV века запрещали носить их в Риме. Однако на севере, например в Германии, их приходилось надевать. Так на колонне Траяна солдаты изображены в коротких, обхватывающих ногу и спускающихся чуть ниже колена штанах.

Statue-Augustus.jpg
Marco aurelio e barbaros - museus capitolinos.jpg
Grande Ludovisi Altemps Inv8574 n5.jpg
Roman soldier in lorica segmentata 1.jpg
Император Август в лорике, с богатой рельефной отделкой и наплечными пряжками, соединяющими переднюю и заднюю части доспехов. Под лорикой кожаный дублет с короткими, собранными в складки наплечниками, на теле — туника, вокруг бёдер — палудаментум. Марк Аврелий и пленные тевтоны. Группа воинов в коротких туниках, лориках и лацернах, скрепленных на плече. На пленных, стоящих на коленях надеты короткие, подпоясанные туники и плащи. Воин в лорика хамата Реконструкция лорики сегментата

Ткани

Главным материалом для одежды была овечья шерсть: из неё ткали туники, тоги и плащи. Особенно ценилась шерсть из Апулии, Калабрии и особенно мягкая шерсть из Тарента. Из более грубой козьей шерсти ткали платки, накидки, мешки, навесы для защиты домов от непогоды, покрывала, для военных целей — покрывала для защиты от огня и стрел.

Льняное полотно шло главным образом на паруса, на тенты, которые натягивали над амфитеатрами и театрами в защиту от дождя и солнца.

Изображение toga picta

Из льняной пряжи делали также сети для звериной и рыбной ловли, повязки для врачебных целей. Льняную одежду носили жрецы Исиды; женщины, отправлявшиеся молиться в её храм, облекались также в полотняные туники. Широкое распространение льняные ткани получили только при поздней империи. Льняное полотно высокого качества завозилось из Египта, Сирии и Сицилии. В Риме также появился восточно-индийский хлопок — carbasus, по крайней мере со времён азиатских войн. С распространением роскоши стали входить в употребление более тонкие, шёлковые материи. Римляне сначала познакомились с «диким шелком», который даёт дикий шелковичный червь — bombyx. Такая одежда появилась в Риме в конце I века до н. э. и мода на неё продержалась не дольше 100 лет. Китайский шёлк завозился поначалу в виде ниток и шёлка-сырца, готовая материя также распускалась, красилась и переплеталась со льном или хлопком в лёгкие полушёлковые ткани. Такие лёгкие цветные полупрозрачные ткани носили I веке н. э. не только женщины, но и мужчины. Лишь позднее, с развитием торговли с Востоком, появились ткани, сотканные только из шёлка: Чистый шёлк получил широкое распространение в богатых слоях только с III века н. э.. Сенека так писал о нарядах из шёлка: «Можно ли назвать одеждой то, чем нельзя защитить ни тела, ни чувства стыдливости… их достают за огромные деньги, чтобы наши матроны показывали себя всем в таком же виде, как любовникам в собственной спальне» . Среди необычных материалов встречались ткани с ворсом бобра, верблюда, волокнистого асбеста.

Вышивались ковры, полотна, покрывала, которыми устилали кровати и подушки, а также определённые виды одежды, например, toga picta и tunica palmata. Золотом вышивались в основном ковры, одеяла, наряды для триумфаторов, частично женская одежда. Кроме полос, которые пришивались к одежде, использовались также нашивки в виде кругов или квадратов, обычно пурпурного цвета и вышитые золотом.

Цвета

Настенная живопись в Помпеях. Женщина одета в столу голубого цвета, которая на плече скреплена фибулой.

Повседневным цветом был белый. Бедные люди, рабы и вольноотпущенники употребляли коричневую или черную шерсть. Тёмная тога была одеждой траура и скорби.

Цвета было принято делить на «мужские» и «женские». Наиболее подходящими для женщин считались различные оттенки коричневого, жёлтого, оранжевого и зелёного цветов; напротив, если мужчина одевался в оранжевое или зелёное, это давало основание окружающим заподозрить его в противоестественных наклонностях. Во времена империи в моду вошли разнообразные оттенки цветов. Персий считал, что знатный щёголь носит накидку цвета гиацинта, Марциал не считал, что мужчины должны носить только тёмные одежды, серые или коричневые накидки. Ярко-красный, и особенно различные оттенки пурпурного цвета ценились больше всего. Марциал оценивал пурпурную накидку из Тира в 10 тысяч сестерций. Однако пурпурные одежды были редки. Человек, не занимавший официальной должности, надевая красное или пурпурное, тем самым как бы заявлял о своём тщеславии и непомерных амбициях. Цезарь даже ограничил ношение таких одежд, а при Августе пурпурное облачение мог надевать только сенатор, устраивавший игры; Нерон даже запретил продажу пурпурной ткани из Тира и ткани аметистового цвета. Красный цвет в одежде, кроме того, был цветом удачи и вызова, поэтому такую одежду очень часто носили римские солдаты.




Просмотров: 5189


<<< Косметика