Мода - Косынка (головной убор)

28 февраля 2011









Косынка — разновидность платка, представляющая из себя кусок ткани в форме равнобедренного треугольника.

Распространен практически по всему миру. Является национальным головным убором русских, украинцев и некоторых других народов.

«Косынка» - 1) Треугольный головной или шейный платок.

2) То, что формой напоминает такой платок.

Часто термин «косынка» упоминается в метафорическом смысле. Существует рыболовная снасть треугольной формы «косынка», карточный пасьянс с аналогичным названием, повязка треугольной формы, применяемая при повреждении руки для её поддерживания.

По определению В. И. Даля слово « косынка», производное от « косой», имеет синонимы: косыня, косырь, кось, косяк.

Косыня — головной платок из белого тонкого холста домашней выработки, украшенный на одном конце красной вышивкой, обшитый по краю полоской узкого кумача. Геометрический узор вышивки располагался в виде каймы шириной 8-9 см. Такого типа платок бытовал в конце XIX — первой половине XX вв. в Смоленской и Тверской губерниях России.

Косяк — термин, обозначающий разные типы головных уборов. Это: 1) Головной убор замужней женщины, представляющий собой шелковую косынку, вышитую вдоль длинной стороны золотой нитью. Длинные концы косынки, перекрещиваясь на затылке, завязывались на темени бантом. Косяк надевали молодые женщины по праздникам. Термин применительно к головному убору такого рода распространен в деревнях Вологодской губернии России XIX — начала XX вв.

2) Всякий головной и шейный платок треугольной формы.

Точно назвать причину возникновения косынки нельзя, однако, бытует мнение, что головной убор треугольной формы возник в целях экономии. Косынить платки, резать пополам, на косынки, «перекосынивать».

Головной убор «мужатой» женщины непременно закрывал волосы полностью. Этот обычай был связан с верой в магическую силу волос.

Головной убор русских женщин отличается большим разнообразием содержания и форм. Шляпа, шапка, берет, чепец, кокошник, кика, платок, косынка, шаль, кепка, фата и др. — это далеко неполный перечень головных уборов, носившихся русскими женщинами. Совсем недавно его придерживались не только русские, но и украинцы, белорусы, гуцулы, болгары, чуваши, все группы татар, башкир, народы коми, ижора, мордва и др. Покрывали волосы и народы Скандинавии.

До последней трети XIX в на территории России были распространены полотенечные головные уборы. Полотенце- головной убор девушек и замужних женщин на Руси, представляло собой полотнище белой льняной ткани длиной от 70 до 300 см и шириной от 39 до 45 см, украшенное на концах, а иногда и по одной стороне. Они стали исчезать, заменяясь головными уборами другого типа.

На протяжении XIX—XX вв. шла постепенная замена одних элементов национального костюма другими. Следует отметить, что зачастую одним термином зачастую обозначалось несколько предметов, или, наоборот, один и тот же предмет в разных районах России имел разные названия. Наряду с рубахой и нагрудником, то есть предметами, характерными еще для Древней Руси и считающимися исконно русскими, рассматриваются предметы, появившиеся в народном быту в более позднее время — треугольная косынка, квадратный платок, файшонка. Вот как трактует этот термин в энциклопедическом словаре российской жизни и истории Л. В. Беловинский: ФАЙШОНКА — головной убор казачек в кон. XIX — нач. XX в. — кружевная, чаще черная косынка с очень длинными концами, присобранная по кромкам на нитку.

Головной убор на Руси и в России служил визитной карточкой. По нему можно было определить статус, благосостояние, семейное положение, регион проживания его владелицы. В скорбные дни печали женщины надевали « тужильные косынки». В эпоху развитого средневековья в Западной Европе замужние женщины покрывали голову дорогими покрывалами. Под покрывало надевали самый распространенный женский головной убор — барбет — небольшую косынку, закрывающую подбородок, концы косынки завязывались на голове. Эволюция традиционного костюма проходила не только под влиянием внешних факторов, но и вследствие внутреннего развития.

Вместе с революционной эпохой в Россию приходит новая символика. Вокруг доминирует красный цвет как цвет побед новой власти и цвет революционного знамени. В период 20-30-х годов повсеместно носят красные косынки, символизирующие причастность к новому времени. Красную косынку носили девушки-комсомолки, потом этот предмет использовали в виде галстука знаменитые пионеры, с некоторого времени, получившая наименование «пионерский галстук». Пионерский Галстук — красная шейная косынка, завязываемая спереди специальным узлом, символ принадлежности к пионерской организации. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров.

С появлением стиля «кантри» модным головным убором становится косынка, называемая банданой. Слово « бандана» заимствовано из языка хинди и обозначает большой головной платок, завязываемый на затылке. Пастухи скота на Диком Западе США в одежде использовали бандану в качестве шейного платка. Эпоха ковбоев началась в 1865 г на территории Техаса. В 1930 году кинематограф популяризировал образ благородного ковбоя, что, несомненно, нашло отражение в моде на банданы.

Косынка в костюме Европы играла очень важную роль. В 80-х годах XVIII столетия женский костюм Франции состоял из юбки, жакета caraco, косынки, шляпы. Для прикрытия шеи и груди служили треугольные косынки. Однако, как только не мешала погода, француженки появлялись на улицах с очень низко открытым бюстом. Вместе с английским костюмом появилась мода носить эти косынки во всех случаях, кроме тех, когда надевалось парадное платье. В 1790 г косынки стали делать на каркасе, так как необычайно полная грудь стала считаться признаком женской красоты. Косынка на каркасе вышла из моды в 1894 г.

Во время террора после убийства Марата женщины придумали себе костюм в честь наиболее замечательных из его жертв. Так, например, на следующий день после казни Шарлотты Корде молодые дамы надевали красные косынки, как у Шарлотты в день казни.

Встречается косынка и в костюме Испании. Мантилья-mantille — длинная косынка, обычно черного цвета. Косынкой покрывали голову, завязывая концы на груди, или набрасывали на плечи, перекрещивая на груди, а концы завязывая на спине. В результате эволюции в гардеробе испанок в начале XX века сохранилась лишь «токилья»- маленькая мантилья, надеваемая в церковь. Этот предмет существует в неизменном виде и в наши дни. Так одеваются в Святой Четверг и Святую Пятницу для визитов в церковь.

Современный костюм замужней женщины этнических цыганских групп состоит из 3 основных элементов: косынки, юбки с кофтой, фартука. Здесь косынка также является атрибутом замужества. После замужества женщина закручивает пряди волос в жгуты, заплетая их затем в две косы. Косынка закручивается по бокам и завязывается на затылке, при этом сам платок сдвигается на лоб. Молодые женщины обвязывают косынкой волосы, собранные на затылке в узел. Появился костюм в таком виде недавно, во второй половине XIX века, когда цыгане двинулись из Румынии и Венгрии во все страны Западной Европы.

Присутствует косынка и в костюме Японии. В свадебном традиционном костюме невесты в Японии обязательна косынка белого цвета на красной подкладке, которую в виде шапочки повязывают поверх традиционной прически. Также обязательным является высокий парик, на который одеваются скрытые специальной косынкой-цунокакуси рожки, символ ревнивой женщины. А ревность в Японии — самый большой порок, которого надо стыдиться. Предупреждение — не будь «рогатой», то есть ревнивой.

В настоящее время косынка часто используется как элемент фирменной одежды. Белые головные косынки у младшего медицинского персонала, шейные косынки у работников Сбербанка России, стюардов Аэрофлота, сотрудников парфюмерных компаний. К тому же косынка — то модный и стильный аксессуар, используемый в качестве дополнения к одежде.




Просмотров: 2286


<<<