Мода - Жиппон

01 марта 2011







Страсти св. Себастьяна. Деталь фрески XV века во французской церкви Сен-Этьенн-де-Тине. Лучник слева одет в желтый жиппон. Обратите внимание на тесемки, с помощью которых поддерживаются шоссы — в этом часто и состояла функция жиппона

Жиппон  — стёганый камзол, поддоспешник, деталь мужского костюма XIV—XV веков, французская разновидность дублета.

Изготовлялся из двух слоёв ткани, между которыми прокладывалась набивка из ваты, или для дорогих моделей — из шелковой нити. Впрочем, существовали жиппоны из трех, четырех или даже пяти слоев ткани — особенно если речь шла о шелке или тонкой хлопчатобумажной материи. Чем тоньше была используемая ткань, тем больше требовалось слоев, при том, что иногда в середину для прочности вшивали кожаную прослойку.

Появился, вероятно, в начале XIV века. Во многих средневековых источниках «жиппон» часто путается с «дублетом» и стеганым порпуэном. Однако же, если первые два могли служить военным или гражданским верхним платьем, жиппон в большинстве случаев выполнял роль нижнего камзола, к которому крепились шоссы.

Крепление это в ранних моделях выполнялось с помощью тесемок, вшитых внутрь собственно жиппона, затем они уступили место шелковым шнуркам; позднее, в жиппоне стали проделывать дырочки для шнуровки, такие же дырочки появились и на шоссах — крепление выполнялось теперь с помощью кожаных ремешков с металлическими оконечниками. Дырочки располагались парами, и для удобства шнуровки нижнюю часть жиппона стали делать в форме широкого волана с разрезным низом — баски.

Количество шнурков или дырочек для шнуровки колебалось от двух до одиннадцати пар — от их количества зависело то, насколько плотно сидели шоссы. Наиболее частой моделью был жиппон с девятью парами, причем две располагались спереди, три — с каждого бока, и последние две — на спине, справа и слева от центрального шва.

Надевался жиппон непосредственно на нижнюю рубашку — камизу, поверх него уже мог находиться хук или сюрко.

Около 1340 года в моду вошло носить жиппон как верхнюю одежду — в этом случае, он изготовлялся из бархата или сатина, и часто имел пышные широкие рукава, в то время как нижние жиппоны продолжали шить из полотна или хлопчатобумажных тканей или из кожи.

Начиная с 1415 года жиппон вновь переходит на положение нижнего камзола, причем на виду из-под сюрко почти всегда остается виден его высокий стоячий воротник, из-под хука — также рукава. После 1450 года хук заменяется короткой накидкой.

В подобных случаях, даже если жиппон шился из достаточно дешевой ткани, выходящие наверх части старались сделать из более изысканных материалов. Так, например, рукава шились из двух частей — выше локтя они делились кольцевым швом на две половины — простую верхнюю и изысканную нижнюю. Длина жиппона обычно доходила до середины бедра, шился из четырех кусков ткани, из которых две составляли переднюю часть, и две другие спинку. Как правило, имел пояс.

От горловины до талии шла серия пуговиц или крючков, позднее в моду вошли итальянские шнурованные жиппоны, к 1450 году практически вытеснившие остальные типы. Рукава могли быть узкими, или сужающимися книзу, разрезные, со шнуровкой — или с пуговицами на запястье, но мода на пуговицы в основном исчезла в начале XV века. После 1450 г. в моду вошел рукав, начинавшийся у плеча как «фонарик» и суживающийся от локтя книзу.

Примерно с 1393 года имел высокий стоячий воротник, доходивший до ушей и подбородка. Для военного костюма воротник делался иногда из железа или стали. В гражданском варианте воротник мог быть жестким и угловатым или закругленным, мягким, стеганым, причем в середине слегка расходившимся в разные стороны, позволяя видеть шею, и также имел пуговицы или шнуровку.

Около 1415—1420 г. появляются жиппоны без воротника, хотя и прежний вариант продолжает удерживать свои позиции.

Во времена Людовика XV окончательно вышел из моды и был вытеснен жилетом.




Просмотров: 1105


<<< Дублет (одежда)
Капирот >>>